Ольго́во (до 1820-х Льгово) — усадьба в Дмитровском районе Московской области.
В XVI веке Льгово было дворцовым селом, а в 1619 было отдано в вотчину дмитровскому воеводе стольнику Ф. В. Чаплину.
До первой половины XVIII века Льгово принадлежала Чаплиным, в 1740-х генеральше П. А. Соймоновой, а с 1740-х и по 1917 — роду Апраксиных.
Существующая усадьба была сформирована в конце XVIII — начале XIX века при фельдмаршале С. Ф. Апраксине и генерале С. С. Апраксине.
Значительный объём работ по их заказу выполнил архитектор Франческо Кампорези.
В 1880-х годах при участии архитектора Н. В. Набокова произведены работы по реставрации усадебных построек.
Нажмите на отметку, чтобы узнать больше про конкретный объект.
Более подробная информация – в разделе “Исторические экскурсии“.
Одними из особо примечательных персонажей в истории усадьбы являются Степан Степанович Апраксин (1756-1827) и его жена Екатерина Владимировна (1768-1854), урожденная княгиня Голицына.
Они были очень известной парой своего времени. Хозяевами они были умелыми, и преимущественно занимались благоустройством своих загородных владений, строили фабрики, решали земледельческие вопросы. Усадьба была не просто летним дворцом, но сочетала в себе и доходную функцию.
В Ольгово были писчебумажная фабрика и кирпичный завод. Кроме Ольгово Апраксины купили некоторые другие села и деревни в Дмитровском уезде – Перемилово, Андреевское, Коченово, Новое (Карцево) и др.
В Дмитровских имениях Апраксиных было так же ковровое, купоросное, полотняное, перчаточное производство. В основном, объемы изготовления были небольшими и эти фабрики обслуживали внутренние нужды усадьбы и ее владельцев. Однако часть готовой продукции шла на продажу, что подтверждается различными сохранившимися документами.
Известно о продаже перчаток, изготавливаемых в Ольгово в Санкт-Петербурге (в небольших количествах). Сохранилась переписка Е.В. Апраксиной (Голицыной) с управляющим этим заводом, в которой она указывает на существующий спрос на перчатки в Санкт-Петербурге.
Степан Степанович Апраксин был в числе первых членов и основателей императорского общества сельского хозяйства находившегося в Москве. Впоследствии его внук также состоял там на должности.
Степан Степанович и Екатерина Владимировна многое привнесли в украшение своего загородного имения. Именно при них усадьба приобрела облик, который сохраняла до начала XX столетия.
Можно сказать, что они хотели превратить усадьбу в подобие древнегреческого или древнеримского сада с великолепным видом и скульптурами, местами отдыха и созерцания прекрасного. Они смогли использовать русский простор природы, чтобы подчеркнуть незабываемый уголок великого искусства и грации. Они даже создали несколько искусственных прудов, дав их милые названия: «Белый воробей», «Малиновый воробей» и «Чёрный воробей».
Фантазия этих творческих людей не знала границ. В период своего расцвета усадьба была культурным центром и местом отдыха светской знати. Здесь проводились спектакли и устраивались игры, охоты, балы, званые обеды. Одним из таких праздников в усадьбе, пользовавшихся наибольшей популярностью была «карусель». Приглашались именитые гости: поэты, писатели, актеры, драматурги, военные, советники, государственные деятели.
В своем имении Апраксины старалась создать атмосферу первозданной красоты природы в сочетании с хрупким изяществом ландшафтного искусства. Итальянский архитектор и художник Франческо Кампорези воплощал здесь свои идеи. Талантливый мастер, приглашенный в Россию Екатериной II для строительства Екатерининского дворца, после окончания строительства обрел постоянного заказчика в лице С.С. Апраксина. Он был главным организатором «карусели», оформителем всех торжеств и художником зданий усадьбы.
Начало двух въездных аллей отмечают парные обелиски, на въезде в парадный двор перед усадебным домом располагалась две башни (сохранилась только одна) в стиле псевдоготики. Двухэтажный на высоком цоколе дом сложился за два строительных периода. В 1790-х Ф. Кампорези капитально реконструировал старый усадебный дом, достроил второй этаж, украсил фасад, добавил деревянные пристройки; в 1880-х декор фасадов был изменён, фронтоны увеличены.
Северный флигель был построен Ф. Кампорези в 1790-х для театра. Современный южный флигель построен в 1883 деревянным на месте стоявшей здесь оранжереи архитектором Н.В. Набоковым, в 1980-х перестроен в кирпиче. Флигели объединены с домом открытыми переходами на арках, балюстрады которых раньше были украшены вазами. У главного въезда, замыкая парадный двор полукружием, расположены два жилых корпуса для дворовых людей: один — для холостых, другой — для семейных. К дому также пристроены кухонные корпуса начала XIX века, лишённые декоративной обработки.
Со стороны парка дом обработан мощным шестиколонным портиком, поставленным на высокий, прорезанный арками, белокаменный выступ цокольного этажа.
Центральная часть главного дома возведена около середины XVIII века. В конце того же столетия дом был обстроен Ф. Кампорези, причём обстройка его осуществлена в дереве, а затем оштукатурена и обработана под камень.
Внутри дома имеются два больших зала, отделанных в классическом стиле, из которых один выходит на парадный двор, а второй — в сторону парка. Последний зал, большой и двухсветный, по размерам немного уступает зеркальному залу в Кусково. Стены его украшены парными пилястрами. Колонны коринфского ордера поддерживают хоры. Всё в этом зале выполнено из дерева, вплоть до колонн, раскрашенных под мрамор.В люнетах между пилястрами помещены гипсовые барельефные изображения предков Апраксиных. Зал был обставлен прекрасной мебелью работы крепостных. На стенах зала висели фамильные портреты как русских, так и иностранных художников.
На дороге к селу в 1751 К. Л. Дружининым построена Введенская церковь. В 1828 она была перестроена и приобрела черты ампира. Рядом — церковно-приходская школа.
С редкой полнотой в Ольгово сохранился хозяйственный комплекс начала XIX века, расширенный в 1880-х. В его состав входят конторские флигели, конный и скотный дворы, манеж, службы, рига, амбары, ткацкие корпуса.
Парк, занимающий площадь 55 га, с многочисленными прудами некогда был украшен «Храмом добродетели», триумфальной аркой, обелисками, «Турецкой мечетью», беседками. В Ольгове имеется три пруда, самый большой из которых размером 3.2 га. расположен в 400 метрах от разрушенного ныне дворца.
Крепостной театр Апраксиных в усадьбе Ольгово существовал в XVIII-XIX вв. Кроме крепостных актеров в спектаклях часто принимали участие Василий Львович и Алексей Михайлович Пушкины, известный актер А.С.Яковлев и многие другие. Е.П.Янькова, жившая по соседству с Апраксиными, вспоминает:
В доме Апраксиных был отдельный театр с ложами в несколько ярусов, и когда в Москву приезжала итальянская опера, то итальянцы в этом театре и давали свои представления…
Все знатные певцы, музыканты и певицы, которые бывали в Москве, непременно попоют и поиграют у Апраксиных, и много хорошего наслушалась я на своем веку в их доме.Раза два или три случалось видеть на сцене и саму Апраксину; она никогда бывало своей роли хорошенько не запомнит; забудет что следует говорить, подойдет к суфлеру, тот ей подсказывает, а она не слышит, остановится и спрашивает его: «Comment?» («Как?»)
Известно о постановке шести спектаклей:
История усадьбы Апраксиных замечательна еще и тем, что это место перешло в руки советской власти достаточно мирным образом.
Последний владелец усадьбы из мужского рода Апраксиных – Владимир Викторович умер в начале XX века. Его жена Александра Михайловна (Пашкова), дожив до 1915 года, оставила свое имение внучатому племяннику Алексею Игнатьеву, жившему во Франции. Он служил там военным аташе и в Россию вернулся уже при советской власти.
После 1917 г. усадьба Ольгово была национализирована и перешла в распоряжение Обольяновского Волостного земельного комитета, а затем разделена между разными пользователями.
В апреле 1919 г. центральная часть усадьбы была передана музейному отделу Наркомпроса, почти все строения на парадном дворе, включая главный дом с галереями, занял музей усадебной культуры и быта. Южный полукруглый флигель на парадном дворе (для семейных) передали в пользование совхозу, организованному в селе Ольгово. Постройки хозяйственного двора также использовались совхозом по своему прямому назначению, а также под сельскохозяйственные склады. Состояние усадьбы, разделенной между разными пользователями, начало ухудшаться.
С 1919 г. по 1928 г. в усадьбе существовал “Музей дворянского быта”. Им руководили художники, которые старались сохранить красоту стиля планировки и дизайн помещений.
Музей закрыли в итоге из-за низкой посещаемости. Экспонаты Ольговского музея были вывезены в Дмитровский музей, а помещения были отданы под дом отдыха.
Поскольку перевозили предметы конным транспортом по плохим дорогам и не обеспечив надлежащую защиту хрупких экземпляров – многое просто не доехало до Дмитрова в целом виде.
За последующие годы значительная часть сохранившейся коллекции усадебных предметов была передана в другие музеи. Так достаточно много ценных экспонатов хранит теперь музей архитектуры им. Щусева в Москве.
С 1927 г. в Ольговской усадьбе размещался Дом отдыха. В 1934 — 1-й районный лагерь юных пионеров Октябрьского района города Москвы.
В 1930-1940-х – санаторий «Металлист», в 1950-х – санаторий “Металлург”, а с 1956 г. – санаторий «Радуга».
Между 1925 и 1927 закрыта церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм; в 1950-х передана сельсовету под зернохранилище.
Жизнедеятельность санатория, артели «Детская игрушка» и колхоза села Ольгово исказила исторический облик усадьбы: на её территории появились новые постройки, частично вырублен парк. Усадьба пострадала в ходе Второй мировой войны во время Московской битвы 1941–42 гг.
В 1960 г. постановлением СМ РСФСР усадьба Апраксиных в с. Ольгово объявлена памятником республиканского значения.
В советское время (при санатории “Радуга”) господский дом окончательно превратился в руины (в 1970-х). В этом состоянии главный дом усадьбы дошел до наших дней.
Передача «Достояние республики» (телеканал «Культура», 2011 г.)
Программа «История усадеб» («Стрим телевидение», 2016 г.)
Презентация усадьбы Апраксиных (2021 г.)