Башни въездных ворот

Башни въездных ворот, выполненные в стиле “псевдоготика”, встречали гостей, располагаясь между флигелями для крепостных. При Апраксиных основная дорога в усадьбу шла мимо Введенской церки – перпендикулярно главному дому.

Центральные ворота, украшенные, подражавшими подмосков­ному (тогда) Царицыну, башнями, выводили на многоверстный «прошпект». А он уже перехо­дил в московский тракт.

Из двух въездных башен уцелела только одна.

Круглая в два яруса, кирпичная, она увенчана короной из белокаменных пинаклей. Сквозной нижний ярус усилен боковыми контрфорсами с внутренними сводчатыми помещениями.

Как и многие другие постройки, башни появились в Ольгово при С.С. Апраксине и Ф. Кампорези.

История

К настоящему времени сохранилась только одна – северная из двух башен, первоначально оформлявших западный въезд на парадный двор усадьбы Ольгово со стороны Московской дороги. До середины XIX в. это въезд в усадьбу был главным. Башня расположена в западной части парадного двора, между двумя флигелями для дворовых людей. 

Башни были сооружены при Степане Степановиче Апраксине в ходе реконструкции усадьбы, осуществленной на рубеже XVIII-XIX в. под руководством известного итальянского архитектора Франческо Кампорези. В акте от 19-20 мая 1926 г., составленном в связи с передачей усадьбы из ведения Отдела по делам музеев Главнауки Московскому отделу народного образования, башни датированы 1782 г.

Согласно замыслу Ф. Кампорези курдонер получил подковообразную форму с главным домом, боковыми флигелями (театром и оранжереей), полукружием двух людских флигелей и башнями главного въезда. Таким ансамбль запечатлен на рисунке с видом села Ольгово после реконструкции из коллекции Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, датируемом 2-й половиной XVIII в. В отличие от остальных построек ансамбля, выдержанных в духе классицизма, башни были решены формах неоготики, став ярким акцентом парадного въезда. На рисунке показаны двухъярусные башни с проемами в обоих ярусах и венчающими коронами из зубцов и пинаклей.

Башни также зафиксированы на плане 1883 г., когда усадьба принадлежала Виктору Владимировичу Апраксину. К этому времени они изрядно обветшали.

Поэтому в ходе масштабных ремонтно-строительных работ, развернувшихся в Ольгово в 1880-х гг. под руководством арх. Н.В. Набокова, поначалу даже предполагалось их разобрать, а затем сложить в прежнем виде. В смете на 1885 г. записано: “Настоящие ветхие башни уронить и сделать точно такие же вновь по данному рисунку. От этих башен к полукруглым флигелям сделать стены арками согласно имеющегося рисунка г. архитектора”.

В итоге, от разборки отказались. В смете на 1886 г. уже указано: “исправить башни в том виде, как они есть в данное время”.

Учитывая значительный объем производимых в усадьбе работ, ремонт башен был осуществлен лишь в конце 1880-х гг. При этом была возведена высокая ограда в каменных столбах с решетками, соединившая башни с флигелями для крепостных.

Кроме того, согласно сметным расчетам, в 1888 г. предполагалось установить “полукруглые двери” в проемах башен, а в 1890 г. – ворота между башнями. Однако, документальные подтверждения об установке ворот отсутствуют.

Башни с оградами зафиксированы на подробном плане усадьбы 1896 г. и в описи недвижимого имущества усадьбы, составленной в 1898 г. после смерти В.В. Апраксина, где приведены их размеры: длина – 9 аршин, ширина – 3 аршина, высота 8 аршин. Сложившийся облик западного въезда с башнями и примкнувшими к ним оградами запечатлен на фотографии 1900-х гг. 

После 1917 г. целостность усадьбы, разделенной между разными пользователями, была нарушена. Состояние башен парадного въезда, оказавшихся без надлежащего ухода и ремонта, стало ухудшаться. Их богатое декоративное убранство постепенно разрушалось.

На момент проведения обследования усадебного ансамбля в мае 1946 г. в акте зафиксировано, что между служебных флигелей, полукругом охватывающих парадный двор, “сохранилась руина одной из башен въездной арки, в стиле царицынских…”. Речь идет о северной башне. Примыкающая к башням ограда также была утрачена. На генеральном плане усадьбы того же года, составленном архитектором Н. Транквилицким, отмечена северная башня с обозначением: “Каменная арка /руина/”. Деструктивные процессы продолжились и в последующие десятилетия, о чем свидетельствуют фотоматериалы середины – 2-й половины ХХ в. 

В отчете по инженерно-геологическим изысканиям, проведенным в 2003 г., отмечено: “Башня сильно повреждена, имеет обширные участки разрушения кладки стен и сводчатых перекрытий, трещины и расслоения кладки. Башня отклонена от вертикали в результате неравномерной просадки фундаментов. Кладочные материалы имеют низкие прочностные характеристики. Кирпич покрыт трещинами.”

В настоящее время северная башня главного въезда находится в аварийном состоянии, часть кирпичных конструкций утрачена. Объемная композиция включает центральную двухярусную башню круглой формы в плане и боковые объемы в виде контрфорсов, примыкающих с севера и юга. 

Первый ярус башни прорезан стрельчатыми проемами, оформленными пилястрами с белокаменными капителями. Проемы частично заложены кирпичом. Ярусы разделяет кирпичный профилированный карниз. Второй ярус с полуциркульными проемами завершается широким антаблементом и перекрыт кирпичным куполом по своду. Боковые оконные проемы круглой формы – заложены.

От первоначальной венчающей “короны” из белокаменных зубцов и пинаклей, сохранились лишь фрагменты. С двух сторон к башне примыкают небольшие помещения, выполняющие роль контрфорсов, с которыми башня связана проемами. Северный боковой объем практически утрачен, уцелели лишь часть конструкций, примыкающих к башне. Внутреннее помещение южного контрфорса перекрыто сводом коробового очертания, сквозные проемы частично заложены.

В паспорте памятника истории и культуры СССР 1974 г., составленном арх. ВПНРК Чугреевой Н.Н., отмечено, что “башня сложена из кирпича размером 25х12(13)х6,5(7) с применением белого камня в деталях. Швы обработаны одинарной подрезкой, на поверхности кладки – следы штукатурки XIX в.”. 

Местоположение южной башни фиксируется по историческим планам. 

Башни являются важнейшим композиционным элементом ансамбля парадного двора усадьбы. Они представляют собой единственный в Ольгове образец неоготики конца XVIII века. 

Фотогалерея

Местонахождение башни (сохранилась 1 из 2)