Здание было достаточно простым и аскетичным как по внешнему исполнению, так и по внутреннему убранству.
Два симметричных флигеля для крепостных создавали “замкнутость” двора и были спроектированы и построены при Кампорези во времена Степана Степановича Апраксина.
В коридорах этих флигелей висели портреты всех великих князей и царей – от Рюрика до актуальных на тот момент деятелей. Вероятно, это были работы крепостных художников. Существует версия, что порой для создания портрета позировал кто-либо из крепостных, похожий на изображаемого персонажа.
В советское время тут был лечебный корпус санатория “Радуга”.
Южный овальный флигель находится в центральной части усадьбы Ольгово на территории парадного двора, замыкая его с западной стороны. Относительно главной композиционной оси, проходящей через парадный двор, он симметричен северному аналогичному флигелю.
Ансамбль парадного двора был сформирован при Степане Степановиче Апраксине по проекту известного итальянского архитектора Франческо Кампорези в конце XVIII – начале XIX вв. На центральной планировочной оси курдонёра находился главный дом, соединенный галереями с боковыми флигелями (театром и оранжереей) и службами. С западной стороны пространство двора замыкали выстроенные полукругом людские флигели с башнями парадного въезда между ними.
Точная дата строительства южного полукруглого флигеля неизвестна. В паспорте памятника истории и культуры СССР, составленном архитектором ВПНРК Н.Н. Чугреевой в 1974 г., указано, что здание входит в композицию центрального ядра усадебного комплекса, планировка которого разработана при участии архитектора Ф. Кампорези (кон. XVIII – нач. XIX вв.). В научном каталоге памятников архитектуры Московской области парные людские флигели датированы концом 1790-х годов.
Подлинные проектные чертежи Ф. Кампорези не сохранились или же еще не обнаружены. Еще в 1925 г. заведующий музеем-усадьбой Ольгово Ю. Анисимов писал: “Чертежи Кампорези существовали еще недавно и даже были сфотографированы для готовившегося описания Ольгова. Но судьбу их в настоящее время установить нельзя”. В коллекции Музея архитектуры сохранились шесть чертежей, являющихся копиями проекта Ф. Кампорези. Они выполнены тушью и акварелью на плотной голубой бумаге с водяным знаком “1801”.
Все они представляют варианты фасадов и разрезы строений северной половины парадного двора.
В ходе строительства благодаря понижению рельефа под зданием был устроен цокольный этаж и дополнительный ряд окон. Фасады получили лаконичный облик согласно проектному решению. Выделялся лишь северный торец, акцентированный экседрой. Предназначался корпус для проживания семейных дворовых людей.
Северный людской флигель показан с экседрой на южном торце, обращенном к парадному въезду. Остальные фасады имели предельно простое решение с гладким цоколем, прямоугольными окнами без наличников и фризом с венчающим карнизом. Аналогичное решение имел и южный флигель. Его южный фасад изображен на акварельном рисунке с панорамой центральной части усадьбы из коллекции Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, датируемом 2-й половиной XVIII в.
Здание просуществовало без значительных перестроек вплоть до 1880-х гг., когда при Викторе Владимировиче Апраксине началась масштабная реконструкция усадьбы под руководством архитектора Н.В. Набокова.
Исследуемое строение при этом было капитально отремонтировано. Согласно сметной и хозяйственной документации, во второй половине 1880-х гг. был запланирован большой объем каменных, плотничных, кровельных и малярных работ.
В частности, предполагалось переменить накаты, разобрать старые перегородки и установить новые, пробить проемы, заменить печи и столярные заполнения оконных и дверных проемов, установить крыльцо и зонты при входах, сделать два световых фонаря в крыше, оштукатурить и покрасить фасады.
Судя по фотографиям первой половины ХХ в., штукатурка наносилась на стены тонким слоем (подобно обмазке), не скрывая фактуру кирпичной кладки. К торцам корпуса были пристроены ограды, соединившие его с оранжерейным флигелем и южной башней парадного въезда.
О характере планировки флигеля позволяют судить сохранившиеся чертежи 1883 г. из коллекции Музея-заповедника “Дмитровский кремль”, подписанные Н.И. Набоковым и В. Благосклонным.
“Каменный полуциркульный флигель” зафиксирован на плане усадьбы 1896 г., а в описи недвижимого имущества усадьбы, составленной в 1898 г. после смерти В.В. Апраксина, при его вдове Александре Михайловне, содержится его подробное описание: “Полукруглый женатый флигель, каменный двухэтажный, одинаковых размеров с холостым с тремя входами”. В свою очередь, холостой флигель был “длиною с наружной стороны 27, а с внутренней стороны 19 сажен, шириною 16 аршин, вышиною 8 аршин…”.
Облик здания, сложившийся к началу ХХ вв., фиксируют графические материалы первой четверти ХХ в., в частности фотография 1900-х гг. и рисунок В.П. Дидковского 1925 года. Украшением окон служили рамочные наличники. Завершались стены венчающим карнизом с гладким фризом. Северный торец был решен в виде монументальной классической композиции, сформированной экседрой с кессонированной конхой.
Внутри здания поперечные капитальные стены и перегородки формировали планировку с центральным коридором и жилыми помещениями по его сторонам: на первом этаже находилось 15 квартир, состоящих из 1-3 светлых комнат, а в уровне цокольного этажа под западной половиной корпуса – 8 жилых комнат.
После 1917 г. целостность усадьбы, разделенной между разными пользователями, была нарушена. В 1920-х гг. южный полукруглый корпус находился в ведении совхоза “Борьба”. Остальные постройки парадного двора усадьбы были переданы Музею усадебной культуры и быта.
После 1928 г. в постройках центральной части усадьбы разместили санаторий “Ольгово” УСПУ Мособлпрофсовета Дмитровского района (в 1940-х гг. санаторий Профсоюза работников металлургической промышленности “Металлург”, с 1956 г. – санаторий “Радуга”). Рассматриваемое нами здание использовалось в качестве лечебного корпуса. Характер внутренней планировки с центральным коридором был сохранен, о чем свидетельствует план корпуса 1930-х гг.
При этом экседра на северном торце была заложена с устройством входа на первый этаж с наружной лестницей.
В послевоенный период фасады были гладко оштукатурены, окна первого этажа – получили обрамления в виде рамочных наличников с небольшими замковыми камнями, деревянные перекрытия – заменены на железобетонные, сооружены новые кирпичные перегородки, установлена лестница с железобетонными ступенями по стальным косоурам, заменены конструкции крыши.
В отчете по результатам инженерно-геологических изысканий, проведенных в 2003 г., зафиксировано следующее: “Здание лечебного корпуса № 2 одноэтажное с цокольным этажом, расположенным под всем зданием… с плоскими железобетонными междуэтажным и чердачным перекрытиями… в поздние сроки эксплуатации в здании неоднократного проводились ремонтные работы… замена крыши и перекрытий, а также частичная перекладка стен.
Внутренние стены и перегородки кирпичные… Лестница из сборных железобетонных ступеней по стальным косоурам… Полы на первом этаже… линолеумные по цементно- песчаной стяжке. На цокольном этаже полы из керамической плитки по бетонному основанию…”.
Как свидетельствуют представленные в отчете фотоматериалы к тому времени был утрачен световой фонарь над восточной частью корпуса и поздние наличники окон первого этажа.
В настоящее время исследуемый объект представляет собой кирпичное одноэтажное с цокольным этажом строение криволинейной формы в плане, перекрытое двухскатной крышей.
Оштукатуренные фасады имеют лаконичное архитектурное решение. Часть окон цокольного этажа заложена. Окна первого этажа прямоугольной формы без наличников.
К северному торцевому фасаду, частично утратившему штукатурный слой, пристроен деревянный тамбур на каменном основании с современной металлической лестницей. В его центре сохранились фрагменты заложенной экседры. Вход на первый этаж, устроенный с восточного торцевого фасада, фланкирован полуколоннами.
Согласно сведениям паспорта 1974 г., оформление восточного торца полуколоннами относится к 1880-м годам. В цокольный этаж ведут дверные проемы с приямками на протяженном южном фасаде. Фасады завершены широким гладким фризом с профилированным карнизом.
Планировка интерьеров здания конца XVIII в. искажена перепланировками в советский период и сохранилась только в капитальных стенах. В центральной части здания находится междуэтажная двухмаршевая лестница со сборными железобетонными ступенями по стальным косоурам. Междуэтажное и чердачное перекрытия – железобетонные. Внутренняя отделка выполнена современными материалами.
У семейных крепостных были огороды рядом с флигелем. У одиноких крепостных таких огородов не было.
Последний представитель мужского рода Апраксиных в с. Ольгово – Виктор Владимирович был ярым противником свободы крепостных людей.
Он был в составе юридической комиссии, составлявшей закон о выходе крестьян из крепостной зависимости в 1861 году. И именно Апраксин В. В. вместе с графом Виктором Паниным (тогдашним владельцем усадьбы Марфино) усложнил жизнь крестьянам Российской империи.
Совместно они добились “нищенского надела” для крестьян, больших повинностей и выкупных платежей. И невыгодного межевания крестьянских земель, зажатых кругом “господскими” участками.
У многих крестьян после “отмены” крепостного права жизнь стала даже хуже, так как помещики использовали юридические лазейки в изданных положениях. Путем манипуляций у крестьян отбиралась часть земель (принадлежавших им до реформы), увеличивался оброк (нередко за бесценок забирался скот, имущество в случае несогласия платить или просрочки). Крестьян заставляли работать на помещика (“отрабатывать”). В случае несогласия крестьян – их жалобы обычно игнорировались и уполномоченные лица принимали сторону помещиков.
Поскольку Виктор Владимирович Апраксин был ярким представителем “закостенелых рабовладельцев” он тоже активно старался закабалить и обобрать крестьян. Это привело к конфликтам и столкновениям с несогласными жителями Ольгово и окрестностей (принадлежавших Апраксиным), которое было подавлено полицейскими. Крестьяне не подписали Уставную грамоту и не согласились на условия В.В. Апраксина, поэтому Уставную грамоту приняли без их согласия.
На этом рисунке в 1925 году Дидковский В.П. запечатлел экседру (нишу) в торце флигеля для семейных крепостных.
Следы на стене от этой ниши можно увидеть и на более поздних фотографиях. А на панораме начала ХХ в. видно и сами ниши.
В советское время на этом месте сделали дополнительный выход из здания.
Судя по историческим источникам – экседры были симметричны, на обоих флигелях для крепостных.