Юлиан Анисимов (соорганизатор музея в Ольгово, существовавшего с 1919 г. по 1928 г.) так описывал главный усадебный дом:
“Тяжело навис своим фронтоном, в основной своей части, быть может, еще до-елисабетинский дом – о трех или, вернее, двух с половиной этажах.
Со стороны двора он имеет три выступа, подобно дворцу Надеждина или Горенок. Центральный выступ о пяти окон, при чем среднее окно-дверь тройное.
Ко второму этажу поднимается двумя опоясывающими ее лестницами овальная терраса. Это собственно и есть парадный подъезд – прямо в гостиную. Окна верхнего этажа очень малы. Над ними упомянутый огромный фронтон без всяких украшений. Низ дома рустован.
По кладке кирпича этой части можно предположить, что именно низ дома с его средним выступом сохранился без изменения от первоначальной постройки. Что же касается боковых выступов, то, очевидно, что они – позднейшего происхождения. Кампорези, конечно, не мог быть удовлетворен гладким ящикообразным фасадом старого дома, почему он и постарался обогатить его упомянутыми, пристроенными к основной массе деревянными выступами. Но, так как он был все же связан формами каменного каркаса – ему пришлось повторить эти, казалось бы, несвойственные строителю конца XVIII века – фронтоны, сохраняющие дому его старомодный облик.
При ремонте 1883 года архитектор Набоков, получивший от В.В. Апраксина указание не нарушать общий характер дома, несколько подчеркнул стиль этого близкого к Петру строительства, почему, вероятно, и трудно узнать в этом фасаде руку Кампорези. К сожалению, плохо понятые штукатурные подборы, нелепо приставленные к среднему окну полуколонки, мельчат и несколько перебивают общие формы.
Чертежи Кампорези существовали еще недавно и даже были сфотографированы для готовившегося описания Ольгова. Но судьбу их в настоящее время установить нельзя. Поэтому приходится пользоваться только методом сравнения и теми данными, которые можно извлечь из конторских книг и хозяйственного архива Ольгова.
В глубине, по бокам от дома, Кампорези, расширяя и украшая усадьбу, поставил две, ныне застекленные, покоящиеся на рустованных арках галереи – когда-то террасы, украшенные вазонами и соединяющие дома с флигелями.
В сторону парка, от концов их, спускаются два пандуса, вошедшие в моду после Камероновских галлерей в Царском Селе.
Фасад со стороны парка богаче: такой же тяжелый фронтон покоится на шести колоннах ионического ордера. При чем эти колонны поднимаются с огромной террасы, имеющей форму параллелограмма и лежащей на пяти арках, поддерживаемых десятью в два ряда идущими тяжелыми рустованными пилонами.
От боковых сторон террасы полукружиями почти во всю ширину дома расходятся весьма красивые лестницы в стиле Людовика XVI. Присматриваясь к этому фасаду, характерному для раннего строительства Кампорези, легко заметить, что средний и единственный с этой стороны выступ дома приделан Кампорези, которому, однако, и здесь пришлось следовать линиям старого фронтона. Выступ этот, а также кампорезиевский фронтон – деревянные. С этой стороны общий вид дома, несмотря на некоторую его провинциальность, грандиозен и вместе с тем, крайне прост. Боковых выступов здесь нет, фасад логически переходит в террасы-галереи, возвращающиеся пандусами к центру.
Позднейшая реставрация почти не коснулась этого фасада; только два полукруглых окна, расположенных по сторонам центрального выступа, заменены четырьмя четырехугольными и заделаны два окна верхнего этажа.
Таким образом, если отбросить в нашем представлении все упомянутые выше переделки, мы находим каменный докампорезиевский дом, включенным в ныне существующий, облепивший его своими деревянными частями.
Он занимает площадь теперешней библиотеки, гостиной, парадной спальни, девичьей, образуя, действительно, «как есть середину» всей постройки. Любопытно отметить, что каменные стены буфетной за библиотекой и девичьей заканчиваются каменными арками, совершенно непонятными теперь, когда за ними проходят узкие деревянные комнаты-коридоры, соединяющие зал с галереей.
Эта арка вполне соответствует полукруглому окну, изображенному на старой акварели, почему и следует допустить, что Кампорези, расширяя часть дома, повторил в деревянной стене закрытое окно.
По плану старый дом был с одним выступом со стороны двора и двумя короткими крыльями, выдававшимися со стороны парка и образовавшими нишу на месте теперешнего зала. Кроме своей центральной двухэтажной, но гораздо более узкой чем теперь, части, он был одноэтажен, покоился на высоком полуподвале подклети и был типичен для очень раннего строительства.
Что касается пристроенного деревянного зала, датировать его чрезвычайно трудно. Обработка его характерно барочна, и с большой вероятностью его можно было бы отнести ко времени С.Ф. Апраксина, но на плане всей усадьбы 1810 г. дом с этой стороны не имеет выступа. Поэтому наиболее вероятным остается предположение, что С.Ф. Апраксин пристроил к каменному дому со стороны парка галлерею, служившую для празднеств до 1810 г., когда она была расширена Кампорези, не изменившему, однако, ее убранства и повторившему в пристроенной части обработку старых стен. Фасад этот обращен к великолепному английскому парку разбитому на 40 десятинах и непрерывно спускающемуся от пруда к пруду мягкими склонами.”