Главный (господский) дом снаружи

Юлиан Анисимов (соорганизатор музея в Ольгово, существовавшего с 1919 г. по 1928 г.) так описывал главный усадебный дом:

“Тяжело навис своим фронтоном, в основной своей части, быть может, еще до-елисабетинский дом – о трех или, вернее, двух с половиной  этажах.

Со стороны двора он имеет три выступа, подобно дворцу Надеждина или Горенок. Центральный выступ о пяти окон, при чем среднее окно-дверь тройное.

Ко второму этажу поднимается двумя опоясывающими ее лестницами овальная  терраса. Это собственно и есть парадный подъезд – прямо в гостиную. Окна верхнего этажа очень малы. Над ними упомянутый огромный фронтон без вся­ких украшений. Низ дома рустован.

По кладке кирпича этой части можно предположить, что имен­но низ дома с его средним выступом сохранился без изменения от первоначальной постройки. Что же касается боковых выступов, то, очевидно, что они – позднейшего происхождения. Кампорези, конечно, не мог быть удовлетворен гладким ящикообразным фасадом старого дома, почему он и постарался обогатить его упомянутыми, пристроенными к основной массе деревянными выступами. Но, так как он был все же связан формами камен­ного каркаса – ему пришлось повторить эти, казалось бы, несвойственные строителю конца XVIII века – фронтоны, сохраняющие дому его старомодный облик.

При ремонте 1883 года архитектор Набоков, получивший от В.В. Апраксина указание не нарушать общий характер дома, не­сколько подчеркнул стиль этого близкого к Петру строительства, почему, вероятно, и трудно узнать в этом фасаде руку Кампорези. К сожалению, плохо понятые штукатурные подборы, нелепо приставлен­ные к среднему окну полуколонки, мельчат и не­сколько перебивают общие формы.

Чертежи Кампорези существова­ли еще недавно и даже были сфотогра­фированы для готовившегося описа­ния Ольгова. Но судьбу их в настоя­щее вре­мя установить нельзя. Поэто­му приходится пользо­ваться только мето­дом сравнения и теми дан­ными, кото­рые можно извлечь из кон­торских книг и хозяйственного архива Ольгова.

В глубине, по бокам от дома, Кампорези, рас­ширяя и украшая усадьбу, по­ставил две, ныне застекленные, покоящиеся на рустованных арках галереи – ко­гда-то террасы, украшенные вазонами и соединяющие дома с флигелями.

В сторону парка, от концов их, спускают­ся два пандуса, вошедшие в моду после Камероновских галлерей в Царском Селе. 

Фасад со стороны парка богаче: та­кой же тяже­лый фронтон покоится на шести колоннах ионического орде­ра.  При чем эти колонны поднимаются с огромной террасы, имеющей форму параллелограмма и лежащей на пяти арках, поддерживаемых десятью в два ряда идущими тяжелыми рустован­ными пилонами.

От боковых сторон террасы полу­кружиями почти во всю ширину дома расходятся весьма кра­сивые лестницы в стиле Людовика XVI. Присматриваясь к этому фасаду, характерному для раннего строитель­ства Кампорези, легко заметить, что средний и единственный с этой сто­роны вы­ступ дома приделан Кампорези, которому, однако, и здесь пришлось следовать линиям старого фрон­тона. Выступ этот, а также кампорезиевский фрон­тон – деревянные. С этой стороны общий вид дома, несмотря на некото­рую его провинциальность, гран­диозен и вместе с тем, крайне прост. Бо­ковых выступов здесь нет, фасад логически переходит в террасы-галереи, воз­вращающиеся пандусами к центру.

Позднейшая реставрация почти не коснулась этого фасада; только два полукруглых окна, рас­положенных по сторонам центрального выступа, заменены четырьмя четырехугольными и заделаны два окна верхнего этажа.

Таким образом, если отбросить в нашем пред­ставлении все упомянутые выше переделки, мы находим каменный докампорезиевский дом, вклю­ченным в ныне существующий, облепивший его своими деревянными частями.

Он занимает площадь теперешней библиотеки, гостиной, парадной спальни, девичьей, образуя, действительно, «как есть середину» всей по­стройки. Любопытно отметить, что каменные стены буфетной за библиотекой и девичьей закан­чиваются каменными арками, совершенно непо­нятными теперь, когда за ними проходят узкие деревянные комнаты-коридоры, соединяющие зал с галереей.

Эта арка вполне соответствует полукруглому окну, изображенному на старой акварели, почему и следует допустить, что Кампорези, расширяя часть дома, повторил в деревянной стене за­крытое окно.

По плану старый дом был с одним выступом со стороны двора и двумя короткими крыльями, выдававшимися со стороны парка и образовав­шими нишу на месте теперешнего зала. Кроме своей центральной двухэтажной, но гораздо более узкой чем теперь, части, он был одноэтажен, покоился на высоком полуподвале подклети и был ти­пичен для очень раннего строительства.

Что каса­ется пристроенного деревянного зала, датировать его чрезвычайно трудно. Обработка его характерно барочна, и с большой вероятностью его можно было бы отнести ко времени С.Ф. Апраксина, но на плане всей усадьбы 1810 г. дом с этой стороны не имеет выступа. Поэтому наиболее вероятным остается предположение, что С.Ф. Апраксин при­строил к каменному дому со стороны парка галлерею, служившую для празднеств до 1810 г., когда она была расширена Кампорези, не изменившему, однако, ее убранства и повторившему в пристроен­ной части обработку старых стен. Фасад этот обращен к великолепному английскому парку разбитому на 40 десятинах и непрерывно спускающемуся от пруда к пруду мягкими склонами.”

Фотогалерея