Конный двор

Конный двор достаточно хорошо сохранился до наших дней. И до сих пор используется для постоя лошадей.

Часть отмеченная зеленым на фото именуется в исторических источниках как “конный двор”. Фиолетовым отмечен “каретный сарай”.

Постройка имеет замкнутую кольцеобразную форму, несколько ворот по периметру и помещения для лошадей. Также там были предусмотрены жилые комнаты для конюхов и тех, кто обслуживал кареты и телеги.

Изначальная архитектура здания была местами изменена, но в целом – сохранилась.

Рядом со зданием конного двора расположены выпасы для лошадей.

История

Конный двор

Здание конного двора расположено в юго-западной части усадьбы Ольгово, на территории хозяйственного двора, с западной стороны южной подъездной аллеи, ведущей к парадному двору усадьбы. 

Обширный комплекс хозяйственных построек был сооружен при Степане Степановиче Апраксине в ходе реконструкции усадьбы, осуществленной на рубеже XVIII-XIX вв. под руководством известного итальянского архитектора Франческо Кампорези. Вероятно, в число этих строений входил и скотный двор. Однако, точных сведений о дате его строительства не сохранилось. 

В паспорте памятника истории и культуры СССР, составленном архитектором ВПНРК Н.Н. Чугреевой в 1974 г., кирпичный конный двор датируется концом XVIII века. В научном каталоге памятников архитектуры Московской области здание датируется 1808-1810 гг.

В последующие десятилетия в здании производились ремонтные работы. Так, в приходно-расходных ведомостях 1832 г. содержится запись о расходе на починку кровли: “На покрышку конного двора соломою и для привязывания оной куплено лык всего на 41 руб. 50 коп.”. Тогда усадьба принадлежала Екатерине Владимировне Апраксиной, вдове С.С. Апраксина. 

В списке усадебных построек, датируемом серединой XIX в., “конный двор с мезонином” упоминается в связи с приспособлением помещений в восточной части здания под жилье: “сделать из сараев на улицу жилые комнаты”.

Впервые конный двор, состоявший из четырех корпусов, пристроенных друг к другу в форме замкнутого каре с внутренним двором, изображен на плане 1855 года. Западный из составлявших его корпусов занимал каретный сарай. 

Масштабные ремонтно-строительные работы развернулись в Ольгово при Викторе Владимировиче Апраксине в последней четверти XIX в. под руководством архитектора Н.В. Набокова.

При этом конный двор был отремонтирован и частично перестроен. Согласно сметным расчетам, в 1885 г. предполагалось провести значительный объем плотничных, каменных и кровельных работ, в том числе сделать шесть окон в мезонине (западная часть северного корпуса), в конюшнях окна растесать, сделать семь створных дверей и две высокие, углы переложить, заменить гнилые стропила, лежни, связи и балки, в кровле сделать восемь слуховых окон, зашить все фронтоны, покрыть все здание “с прибавкой” теса. В виду большого объема работ по усадьбе, ремонт конного двора растянулся на годы. 

В конце 1880-х гг. с восточной стороны от конного двора был возведен каменный манеж. Для удобства перегона лошадей, между зданиями соорудили крытый переход в каменных столбах, примкнувший к восточному проезду конного двора. 

В таком виде здание зафиксировано на плане усадьбы 1896 г., в экспликации к которому указано: “Каменная конюшня для господских лошадей с квартирами для кучеров и конюхов с каменным манежем и слесарным заведением”. 

Более подробное описание представлено в описи недвижимого имущества усадьбы, составленной в 1898 г. после смерти В.В. Апраксина, при его вдове Александре Михайловне:

“Конный двор каменный с въездными воротами, одноэтажный, а над воротами в 2 этажа, длиною с наружной стороны 25 сажен, внутренней 15 сажен 2 аршина. Шириною с наружной стороны 20 сажен 2 арш, с внутренней 10 сажен 1 аршин. Вышиною в одном конце 3 в другом 7 аршин. Крыты дранкой, поперечная ширина здания 5 сажен. С одной стороны в конном дворе расположены жилые помещения, с другой каретные сараи, а с двух остальных с 30 денниками и 15 стойлами. В жилых помещениях комнат 8, окон 12, печей 6, входных дверей 4. В конюшнях и сарае полы и потолки, дверей 4, в сараях двое ворот”. 

После 1917 г. целостность усадьбы, разделенной между разными пользователями, была нарушена.

Территорию хозяйственного двора, включая конный двор, передали в ведение колхоза. Переход, ведущий в манеж был разобран. Восточный корпус продолжал использоваться под жилье.

В паспорте памятника истории и культуры СССР, составленном в 1974 г. архитектором ВПНРК Н.Н. Чугреевой указано, что здание на тот момент использовалось совхозом “Арбузово” под конюшни и коровник, а также под жилье. Особо отмечено, что конный двор – одно из наиболее интересных в архитектурном отношении сооружений, редкий пример постройки данного типа с выразительной архитектурной обработкой фасадов. Несмотря на ценность, техническое состояние памятника в последующие годы значительно ухудшилось, его конструкции стали разрушаться, о чем свидетельствуют фотографии 1980-х гг. 

На генеральном плане усадьбы со схемой расположения сохранившихся построек 1987 г. зафиксирован и конный двор. При этом западный и часть южного корпуса каре на тот момент были руинированы. Тогда же проектным отделением № 6 Мособлстройреставрации был разработан проект реставрации здания (арх. В.В. Галкин, 1987 г.). 

К 1992 г. здание было отремонтировано, а разрушенные части воссозданы в близких первоначальным формах.

В отчете по результатам инженерно-геологических изысканий, проведенным в 2003 г., зафиксировано: “стены западного и частично южного блоков здания полностью переложены с выполнением кирпичной кладки на цементно-песчаном растворе. В других блоках имеются отдельные участки частичной или полной перекладки стен… Цоколь здания кирпичный с отдельными ремонтными участками, выполненными в поздние сроки эксплуатации здания… Крыша здания вальмовая чердачного типа с… кровлей из оцинкованной кровельной стали… Внутренние стены и перегородки кирпичные, выполнены в поздний период эксплуатации”.

В восточном корпусе на том момент размещалось общежитие, в северном – швейный производственный цех, в западном и южном – склады.

К настоящему времени памятник хорошо сохранил объемно- пространственную композицию конца XVIII века. Западный и часть южного корпусов воссозданы в приближенных первоначальным формах.

Сложенное из кирпича одноэтажное здание состоит из четырех корпусов, пристроенных друг к другу в форме замкнутого каре с внутренним двором. Вследствие понижения рельефа в юго-западном направлении, северо-западная часть здания имеет большую высоту с двумя ярусами окон на торце северного корпуса. Конфигурация и кровельное покрытие крыш неоднократно менялись.

В настоящее время корпуса каре покрыты вальмовыми и двускатными крышами из оцинкованной стали, разделенными кирпичными брандмауэрами. Фасады не оштукатурены, их декор выполнен из кирпича.

Главным (северным) фасадом здание обращено к парадному двору усадьбы. По центральной оси расположен широкий арочный проезд во внутренний двор, фланкированный широкими рустованными лопатками. В западной части фасада устроена арка ворот для входа в корпус. Верхняя часть фасада прорезана небольшими полуциркульными окнами без наличников, объединенными кирпичной тягой, проходящей чуть выше уровня подоконников. Только окна рустованных лопаток выделяются наличием веерных замков.

Торцевой (западный) фасад северного корпуса имеет два яруса окон, разделенных междуэтажным карнизом с зубчиками. Небольшие окна нижнего яруса с лучковыми перемычками, выложенными клинчатой кирпичной кладкой, фланкированы пилястрами и объединены кирпичной подоконной тягой. Этот декор был выполнен в 1880-х гг. при ремонтных работах в усадьбе под руководством архитектора Н.В. Набокова. Второй ярус прорезан небольшими полуциркульными окнами без наличников, объединенными кирпичной тягой, аналогично северному фасаду. Фасады северного корпуса завершены профилированным венчающим карнизом. 

На фасаде восточного корпуса, обращенном к южной подъездной аллее, центральная проездная арка частично зашита и превращена в дверной проем, со стороны двора – заложена. По сторонам расположены прямоугольные окна с лучковыми перемычками, выложенными клинчатой кирпичной кладкой и объединенные в верхней части кирпичной тягой.

Фасад южного корпуса имеет ступенчатую композицию из-за понижения рельефа к юго-западу. В его центре устроен арочный проем прохода, ведущий во двор, в западной части – высокий арочный проем въезда в западный корпус. Верхняя часть фасада прорезана небольшими полуциркульными окнами без наличников, объединенными кирпичной тягой, проходящей чуть выше уровня подоконников. Восточная часть фасада, соответствующая торцу восточного корпуса, оформлена прямоугольными окнами с лучковыми перемычками, выложенными клинчатой кирпичной кладкой и объединенными в верхней части кирпичной тягой. Дверной проем с лучковым завершением, выходящий на эту часть фасада, частично заложен. Справа от него помещено небольшое полуциркульное окно, также заложенное. 

Дворовые фасады здания не имеют выраженного архитектурно-художественного оформления. На фасаде северного корпуса помещены две ниши с лучковым завершением с устроенными в них поздними прямоугольными окнами. Дворовый фасад восточного корпуса оформлен аналогично его уличному фасаду. Дворовый фасад южного корпуса повторяет ступенчатую структуру уличного фасада и оформлен в верхней части такими же небольшими полуциркульными окнами без наличников. 

Планировка интерьеров корпусов конного двора конца XVIII в. сохранилась в пределах капитальных стен, включая северо-западное двусветное помещение. Столярные заполнения оконных и дверных проемов – поздние. 

В настоящее время зданию возвращена историческая функция. Большая часть помещений используется по своему первоначальному назначению в качестве конюшен. 

Каретный сарай

Каретный сарай, является частью здания конного двора – западный корпус и расположен в юго-западной части усадьбы Ольгово, на территории хозяйственного двора, с западной стороны южной подъездной аллеи, ведущей к парадному двору усадьбы. 

Впервые каретный сарай упоминается в приходно-расходных ведомостях за 1831 г. в связи с выплатой крестьянину села Волконского Ивану Елисееву 23 рублей за “вымощение диким камнем” в каретном сарае. Тогда усадьба принадлежала Екатерине Владимировне Апраксиной, вдове С.С. Апраксина. 

В 1832 гг. производился ремонт кровли: “на покрышку конного двора соломою и для привязывания оной куплено лык всего на 41 руб. 50 коп.”.

Впервые конный двор, состоявший из четырех корпусов, пристроенных друг к другу в форме замкнутого каре с внутренним двором, изображен на плане 1855 года. Западный из составлявших его корпусов занимал каретный сарай.

Согласно сметным расчетам, на 1885 г. был намечен значительный объем плотничных, каменных и кровельных работ, в том числе вычинить и поправить все стены, углы переложить, разобрать контрфорсы, в жилой части сделать шесть окон с новыми перемычками и две двери, снять тес со всей кровли, заменить гнилые стропила, лежни и связи, поставить два брандмауэра, покрыть все здание “с прибавкой” теса.

Западный корпус каре, занятый каретным сараем, был перестроен, его высота была увеличена: “одну сторону двора со стороны кухни поднять наровень с тою частью, что против погреба, предварительно сняв два ряда и почистив кирпич…; в сарае, где стоят экипажи сделать два прогалка подбором и в отделении, назначаемом для земледельческих орудий наслать накат, в другом сарае положить накат по связям, в мезонине сделать 6 окон”.

Вследствие большого объема работ, их производство растянулось на несколько лет. В 1886 г. было запланировано “сделать 13 окон снаружи со стороны каретных сараев с колодами и одиночными рамами”. Именно тогда на фасаде перестроенного каретного сарая появился ряд окон с лучковыми перемычками и небольшими пилястрами, а также карниз с зубчиками.

К настоящему времени западный корпус конного двора – каретный сарай – сохранил объемно-пространственную композицию и декоративное оформление фасадов 1880-х гг. воссозданные в конце 1980-х – начале 1990-х гг. 

Сложенное из кирпича одноэтажное здание прямоугольной формы в плане, входящее в объем каре конного двора, покрыто двухскатной крышей. Фасады не оштукатурены, их декор выполнен из кирпича и отличается от остальных фасадов корпусов конного двора характером архитектурно-декоративного оформления. 

Верхняя часть западного фасада равномерно разделена пилястрами на части, в которых чередуются небольшие окна с лучковыми перемычками, выложенными клинчатой кирпичной кладкой. Окна объединены кирпичной подоконной тягой. Фасад завершен венчающим карнизом с зубчиками, в его правой части устроен высокий арочный проем въезда в корпус. 

На торцевой фасад корпуса, составляющий сплошной фронт застройки с фасадом южного корпуса конного двора выходит второй высокий арочный проем въезда в каретный сарай. По сторонам от него в верхней части фасадной плоскости помещены два небольших полуциркульных окна без наличников, объединенными кирпичной тягой с окнами южного фасада. 

Верхняя часть дворового фасада прорезана небольшими полуциркульными окнами без наличников. В его центре устроен широкий проем ворот с лучковым завершением. Фасад завершен карнизом простого профиля.

Планировка интерьеров сохранилась в пределах капитальных стен. Столярные заполнения оконных и дверных проемов – поздние. 

Интересные факты

В помещениях конного двора хранились и ремонтировались и сами транспортные средства тех времен.

В усадьбе на момент национализации насчитывалось порядка 20 экипажей: кареты, тарантасы, пролетки. Было около 20 саней, 27 попон и т.д.

В главном доме после Апраксиных сохранилось довольно много предметов, связанного с лошадьми – изображения, фигуры/статуэтки и др.

Местонахождение здания