Северный флигель (крепостной театр)

Северный флигель был построен при Степане Степановиче Апраксине в 1790-х по проекту Ф. Кампорези.

В центральной части располагалась сцена. Справа от нее (ближе к галерее) – зрительный зал и небольшое фойе. А слева от сцены – служебные помещения для театральной труппы.

С севера в начале 19-го века была сделана одноэтажная пристройка для кухонного блока. Коридор вдоль внешней стены здания и переходная галерея соединяли его с усадебным домом. 

Во время Второй Мировой войны купольная крыша театра была повреждена вместе с наполнением центральной части здания. После войны был произведен ремонт здания и форма крыши изменилась .

Во второй половине 20-го века в центральной части на месте прежних объемных окон сделали дополнительные двери. А в конце 20-го века – замуровали главный (центральный вход).

В бытность советского санатория “Радуга” в этом флигеле был клуб-столовая.

История

Флигель (театр) расположен в северной части территории парадного двора усадьбы Ольгово. Строение Г-образной формы в плане состоит из двух частей, изначально обособленных и имевших разное функциональное назначение. Западное одноэтажное крыло с мезонином, вытянутое вдоль северной границы парадного двора, предназначалось для размещения крепостного театра владельца усадьбы. К нему перпендикулярно примыкает одноэтажное северное крыло – кухонный корпус, поставленный за пределами парадного двора, в линию с парковым фасадом усадебного дома. И театральный флигель, и здание господской кухни были связаны с главным домом каменной галереей. 

Театральный флигель и здание кухни были сооружены при Степане Степановиче Апраксине в конце XVIII – начале XIX вв., когда сформировалась застройка парадного двора по проекту известного итальянского архитектора Франческо Кампорези. На центральной планировочной оси курдонёра находился главный дом, соединенный галереями с боковыми флигелями (театром и оранжереей) и службами. С западной стороны пространство двора замыкали выстроенные полукругом людские флигели с башнями парадного въезда между ними. 

Подлинные проектные чертежи Ф. Кампорези не сохранились или же еще не обнаружены. Еще в 1925 г. заведующий музеем-усадьбой Ольгово Ю. Анисимов писал: “Чертежи Кампорези существовали еще недавно и даже были сфотографированы для готовившегося описания Ольгова. Но судьбу их в настоящее время установить нельзя”79. В коллекции Музея архитектуры им. Щусева сохранились шесть чертежей, являющихся копиями проекта Ф. Кампорези. Они выполнены тушью и акварелью на плотной голубой бумаге с водяным знаком “1801”. 

На трех листах представлены варианты фасадов театрального и людского (полукруглого) флигелей, соединенных воротами. Здание театра имеет объемную композицию с повышенной средней частью и протяженными боковыми крыльями. Средний объем, образующий со стороны двора граненый выступ, увенчан конусообразной кровлей. 

В двух вариантах фасад флигеля обработан ленточным рустом. Прямоугольные окна крыльев оформлены замковыми камнями, над ними размещены квадратные филенки. Различия этих проектов незначительны, касаются лишь деталей декора и пропорций архитектурных элементов. 

В третьем варианте боковые крылья запроектированы двухэтажными, высота центрального объема также увеличена. Плоскость стены нижнего яруса расчленяет аркада. Помимо фасада на листе представлены разрезы театра с глубокой сценой и зрительным залом. Высота среднего объема позволяла устроить колосники, а под сценой – трюм. На чертеже показаны партер, ложи зрительного зала и оркестровая яма. 

Облик задуманного Ф. Кампорези архитектурного ансамбля запечатлен на акварельном рисунке из коллекции Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, датируемом 2-й половиной XVIII в. На панораме хорошо виден главный фасад северного флигеля с мезонином, покрытым куполом, над центральной частью.

Здание театра было выстроено кирпичным с деревянным мезонином и оштукатуренными под камень фасадами.

В соответствии с проектным решением оно получило симметричную относительно центральной оси объемную композицию.

Повышенная средняя часть с трехгранным выступом на главном фасаде была увенчана куполом, одноэтажные боковые крылья завершались двускатными кровлями.

Исследователи предполагают, что центральную часть (почти квадратную в плане) занимала сцена. Внизу мог находится трюм. Если же его не было, то кулисы передвигались, очевидно, на деревянных рельсах. Над сценой могло находится сложное машинное отделение. Отсутствие перегородок в мезонине и большая его высота вполне позволяли расположиться там весьма обширным театральным механизмам и рабочим.

В правом крыле находился зал, ненамного превышающий своей протяженностью сцену, за ним – небольшое зрительское фойе. В левой части – четыре большие уютные комнаты служили фойе и уборными.

 

Кухонный корпус

К северу от театрального флигеля был выстроен одноэтажный со сводчатым погребом кухонный корпус прямоугольной формы в плане, ориентированный по оси север-юг. С главным домом корпус соединялся северной каменной галереей, примкнувшей к театру с восточной стороны, продолжением которой внутри корпуса был сводчатый коридор вдоль восточного протяженного фасада здания. 

На одном из проектных чертежей показан западный фасад кухонного корпуса.  Он имел очень простое решение без декоративных деталей, что отражало сугубо утилитарную функцию здания. Композицию фасада формировал гладкий цоколь, равномерно расположенные прямоугольные окна и узкий венчающий карниз, над которым возвышалась высокая двускатная крыша. Назначение проектируемого корпуса уточняет надпись на французском языке рядом с изображением – “offices”, то есть службы. В некоторых архивных документах XIX в. кухонный корпус именуется также лафисным (служебным) флигелем

Погреб в кухонном корпусе

В ходе строительства под северной частью кухонного флигеля был сооружен погреб – одностолпная сводчатая палата. Возможно, в его состав были включены конструкции более ранней усадебной постройки, существовавшей на этом месте согласно историческим планам 2-й половины XVIII в.

Внутри корпуса были обустроены помещения хозяйственного назначения, в том числе кухня, пекарня, людская. Вдоль восточного фасада здания проходил коридор, перекрытый цилиндрическими сводами с распалубками над проемами, соединявшийся с галереей. Два северных помещения флигеля также имели сводчатые перекрытия. Вход в здание располагался в северной части восточного фасада. 

 

Реконструкция театрального флигеля при В.В. Апраксине

Здания театра и кухни просуществовали без значительных перестроек вплоть до 1880-х гг., когда по инициативе Виктора Владимировича Апраксина в Ольгово начались масштабные ремонтно-восстановительные работы при участии архитектора Н.В. Набокова.

В сметах и хозяйственных документах середины 1880-х – 1890-х гг. содержатся упоминания о каменных, плотничных, штукатурных, малярных и кровельных работах в рассматриваемых нами строениях.

В частности, тогда были заменены столярные заполнения оконных и дверных проемов, фасады оштукатурены и покрашены, крыша отремонтирована с заменой железной кровли.

У главного входа в театр, со стороны парадного двора, по проекту Н.В. Набокова было сооружено деревянное крыльцо “под штукатурку”, над дверным проемом на западном фасаде – установлен зонт на колонках, над спуском в подвал позади флигеля – сделан навес. Кроме того, были исправлены стены мезонина и купол. Со стороны людского полукруглого флигеля была сооружена ограда в каменных столбах с железными решетками.

Как следует из документов, на зимний период пространство театра предполагалось приспособить для размещения “холодных растений”, в связи с чем потребовалось “сложить в нем две красивые кирпичные печи… и устроить простой потолок”. Кроме того, были начаты работы по замене пола, так и не оконченные. 

Внутри лафисного (кухонного) флигеля стены были побелены, пол в некоторых помещениях – выстлан кирпичом на ребро, двор обнесен оградой, позднее со стороны Черного пруда устроен дровяной двор, рядом сооружен ледник.  

На плане усадьбы 1896 г. п од № 2 обозначена “каменная кухня с двумя дровяными дворами”, а под № 4 – “каменный театральный флигель”. 

В описи недвижимого имущества усадьбы, составленной в 1898 г. после смерти В.В. Апраксина, при его вдове Александре Михайловне, приведена более подробная характеристика: “Театральный флигель каменный, длиною 24 сажени, ощекатуренный крыт железом, шириною 16 аршин, середина 16-ти аршин в квадрате 2-х этажная, вышиною конечные стороны 4 аршина, над срединою здания крыша куполом, в нем комнат 8, окон 21, печей нет, входных дверей три, половина здания с полом, а другая половина без пола”. 

Про кухню в описи сообщается следующее: “… каменная длиною 12 шириною 5 саж. и вышиною 4 аршина, одноэтажная, крыта железом, в ней комнат 5, окон 18, плита, печей 5-ть и при ней галерея каменная длиною 12 сажен 2 аршина, шириною 5 и вышиною 4 аршина, крыта железом”. При службах имелся “двор, состоящий из поднавеса на деревянных столбах, крыт дранкою, длиною 33 сажени, в окружности обшит тесом, шириною 9 и вышиною 3 ½ аршина с двумя воротами”, а также “сарай в каменных столбах длиною 13, шириною 11 и вышиною 3 ½ аршина, крыт дранкою, с двумя калитками”. 

 

Театральный флигель в советское и постсоветсткое время

В 1919-1928 гг. исследуемые здания, вместе с другими строениями парадного двора, находились в ведении Музея усадебной культуры и быта. В инвентарной описи 1923 г. отмечается: “Театральный флигель в каменных стенах занимает площадь в 118 кв. саж., длина 69 арш., ширины 15 арш. В нем большая сцена (15х15 ар), зрительный зал (20х15 ар.), фойе с 2-мя каминами (12х8 ар.), кладовая (15х7 ар.) и 5 комнат. Над сценой фонарь с куполом”.

На момент инвентаризации сцена и зрительный зал по-прежнему не имели полов, помостов и потолков. В остальных помещениях они разрушались.

Про кухню в том же документе сообщается: “… в каменных стенах, с каменными полами и сводами, соединена галереей с домом. Общая площадь в 4 кв. саж, длина 34 ар., шир. 17 ар. Кухня разделена на три части. Отдельно больш. людская комната, под которой погреб со сводами. При кухне двор и навес в каменных столбах”.

Ценные сведения о внутренней планировке исследуемых построек содержат схемы, составленные хранителем Музея С. Дараганом в 1924-1926 гг.

На плане театрального флигеля рядом со входом со стороны парадного двора в центральной части зафиксирована сцена; в правом восточном (правом) крыле – зрительный зал и кладовая; в левой части – фойе и пять помещений.

На чертеже сделано примечание: “Арендуется рабоче-крестьянским клубом села Ольгово. В 1926/7 году аренды срок истекает. Условие аренды – ремонт, выполнено частично”.

На плане кухонного корпуса показаны галерея-коридор и пять сводчатых помещений западного фасада, с полами из плитки и сводчатыми перекрытиями: поварня, буфетная, кухня, пекарня, людская, под которой находился подвал, со сходом устроенным в коридоре. В январе месяце 1926 г. в здании обрушилась крыша и часть передней стены. 

В конце 1926 – начале 1927 гг. в усадебных строениях был проведен ремонт для последующей сдачи жилых помещений флигелей под дом отдыха или дачи, а кухни – “под бараночную мастерскую местной кооперации”. В записях заведующего Музея Н.Д. Россет уточняется, что в театре были заменены стропила и балки, в кухонном корпусе восстановлены разрушенные стены и своды, заменена вся кровля.

Детальный план кухни составлен А.П. Любимовым в 1930 г., когда в строениях музея-усадьбы разместили санаторий “Ольгово” УСПУ Мособлпрофсовета Дмитровского района (в 1940-х гг. санаторий Профсоюза работников металлургической промышленности “Металлург”, с 1956 г. – санаторий “Радуга”). На тот момент во всех помещениях кухни еще сохранялись печи. 

В 1935 г. были произведены обмеры театрального флигеля. Чертежи представляют ценные сведения о конструктивной и планировочной структуре, композиционном и архитектурно-декоративном решении фасадов здания.

Аскетичный характер отделки сцены и зрительного зала запечатлен на фотографии из собрания Музея архитектуры. В последующие годы во флигеле был произведен ремонт, в ходе которого интерьеры получили отделку в формах советского неоклассицизма предвоенного десятилетия. В оформлении помещений появились пилястры, потолочные карнизы и прочие элементы ордерной архитектуры

Во время Второй мировой войны театральный флигель был разрушен взрывом мины, перекрытия мезонина были разрушены, уцелели капитальные стены. В Акте обследования здания, составленном в 1946 г., зафиксировано: “здание бывшего театра разрушено взорвавшейся миной, остались одни лишь стены. Стены первого этажа сложены из кирпича, а второго деревянные рубленные, с оштукатуркой. Перекрытия и крыша разрушены взрывом полностью, остались лишь металлические балки перекрытия…”. 

В 1950 г. были произведены восстановительные работы театрального флигеля по проекту архитектурной мастерской ВЦСПС. При реконструкции мезонин был разделен междуэтажным перекрытием, вместо купола его перекрыли скатной крышей с вальмой на северном фасаде и двускатным окрытием фронтона – на южном. 

Внутренняя планировка приспособлена под клуб, библиотеку и столовую санатория. В паспорте на бывшее здание театра, составленном в 1951 г., отмечено: “Произведений живописи, скульптуры и декоративного искусства нет… Досчатые полы, междуэтажные перекрытия и железная кровля новые, также как окна, двери, лестницы и кирпичные столбы в столовой.

При осмотре исследуемых корпусов санатория “Металлург” в 1953 г. отмечалась необходимость в замене деревянной слишком крутой и тесной лестницы при центральном входе корпуса столовой (бывш. театральный флигель) и капитальном ремонте чердачного перекрытия в столовой, клубе и кухонном блоке. Во второй половине ХХ в. бывший театральный флигель использовался в качестве клуба-столовой и административных помещений санатория, а кухонный корпус – под кухню санатория “Радуга” ВЦСПС.  

В паспорте памятника истории и культуры “Усадьба Ольгово. Театр”, составленном архитектором ВПНРК Н.Н. Чугреевой в 1974 г., отмечено, что “внутренняя первоначальная планировка здания сильно изменена. Частично утрачена фасадная декорация…”. В кухонном корпусе “частично изменена первоначальная планировка здания, при этом разобран свод в центральной части восточного коридора. Некоторые окна пробиты на новых местах. В центральной и южной частях здания помещения с плоскими потолками”. 

Согласно сведениям технического отчета 2003 г. “в поздние сроки эксплуатации в здании неоднократно проводились ремонтные работы… заменены междуэтажные перекрытия, несущие конструкции стропильной крыши и стальная кровля. Полностью заменены внутренние перегородки. В центральной части… на первом этаже размещается фойе, а на втором – административные помещения. Из чердачного помещения в поздние сроки эксплуатации был выполнен третий эксплуатируемый этаж.

В боковых одноэтажных крыльях размещены бар и обеденный зал столовой… Междуэтажные и чердачное перекрытия в центральной части здания плоские деревянные. Боковые одноэтажные крылья выполнены с… монолитным железобетонным перекрытием. Внутренних стен и перегородок на данных участках здания нет. Блок кухни выполнен с… монолитным железобетонным перекрытием… Полы на первом этаже здания в баре и обеденном зале имеют ковровое покрытие по цементно-песчаной стяжке. В кухне полы бетонные мозаичные. В подвале полы бетонные.”

В настоящее время северный флигель парадного двора составляет часть (западное крыло) Г-образного в плане строения к которому с севера примыкает здание кухонного корпуса, а с юга северная галерея конца XVIII в., которая продолжается внутри корпуса коридором, перекрытым цилиндрическим сводом с распалубками над проемами. 

Флигель (западное крыло) представляет собой одноэтажное строение с мезонином над центральной частью. Стены здания кирпичные, мезонина – бревенчатые в кирпичных столбах. Крылья по сторонам мезонина покрыты двухскатной крышей, мезонин – скатной крышей с вальмой на северном фасаде и двускатным окрытием фронтона – на южном. Фасады здания оштукатурены и окрашены, декора выделен белым цветом. 

Главным (южным) фасадом здание обращено к парадному двору. Центром его композиции служит центральный объем с мезонином, образующий ризалит со скошенными углами трехгранной формы в плане, завершенный треугольным фронтоном. Нижний этаж ризалита отделен от верхнего профилированными тягами. Проемы первого этажа ризалита флигеля с полуциркульным завершением.

В центральной части мезонина помещено большое полуциркульное окно, оформленное профилированным архивольтом, окна боковых граней мезонина – прямоугольные, заключены в штукатурные профилированные наличники. На боковых фасадах мезонина при устройстве в чердачном пространстве третьего эксплуатируемого этажа пробиты новые окна. Окна боковых крыльев здания прямоугольной формы и не имеют оформления. 

Северный фасад флигеля, обращенный к Черному пруду в парке не сохранил первоначального архитектурного оформления, за исключением профилированных тяг мезонина. Часть исторических проемов заложена или пробита заново. Фасады флигеля завершены гладким фризом и венчающим карнизом простого профиля. 

Входы, устроенные на северном, южном и торцевом (западном) фасадах, оформлены современными металлическими зонтами на кронштейнах. В оконных проемах мезонина сохранились деревянные столярные заполнения. 

Внутренняя планировочная структура конца XVIII в. сохранилась в капитальных стенах, перегородки установлены при реконструкциях здания в середине – 2-й половине ХХ в. Деревянное междуэтажное перекрытие мезонина поддерживают каннелированные квадратные и круглые с фигурными кронштейнами столбы 1940-х – 1950-х гг. В мезонин и устроенный над ним в чердачном пространстве третий этаж ведет деревянная лестница того же периода. Первоначальное оформление интерьеров не сохранилось. 

Кирпичный, одноэтажный, вытянутый по оси север-юг кухонный корпус соединяется с театральным флигелем каменной галереей конца XVIII в. и поздней встройкой. Здание перекрыто скатной крышей с вальмой на торцевом (северном) фасаде. 

Его фасады оштукатурены, что скрыло часть его исторического декора, выполненного в кирпиче и завершены гладким фризом и широким профилированным венчающим карнизом. Оконные проемы протяженного восточного (паркового) фасада сохранили клинчатую кирпичную кладку перемычек. Часть из них сохранила деревянные столярные заполнения. Прямоугольные проемы западного фасада не имеют декоративного оформления. 

Первоначальная внутренняя планировочная структура здания искажена перепланировками. Коридор вдоль восточного фасада и ряд помещений в северной части здания сохранили сводчатые перекрытия с распалубками над проемами. Под северной частью здания сохранился подвал – одностолпная сводчатая палата. Первоначальная отделка интерьеров не сохранилась. 

Интересные факты

Основной театр у Апраксиных был в их московском доме на ул. Знаменка. Там был более вместительный зал и лучше оборудованный. Содержался собственный оркестр и множество реквизита. В московском театре Апраксиных выступали достаточно известные и именитые актеры и труппы тех времен.  В том числе итальянская опера, когда приезжала в Москву.

Поскольку Степан Степанович и Екатерина Владимировна любили театр и светское общество, то в проект расширения усадьбы в конце 18-го века был заложен и театр.

В основном, спектакли были любительскими и ставились крепостными людьми. Но сохранились свидетельства современников, указывающих на участие в постановках Вяземского, Гидеонова, Яковлева, Пушкина (родственник поэта), Кокошкина и других известных театралов того времени. Пьесы часто были на иностранном языке и были посвящены военным событиям. Известно о постановке “Севильского цирюльника” Бомарше на французском языке и комедии “Корсар” Роксора в переводе Льва Пушкина.

Екатерина Владимировна Апраксина (Голицына) и сама периодически участвовала в постановках. Она была почетным членом филармонического общества в Санкт-Петербурге. Ее дочь, Наталья Степановна,  обладала сильным и приятным голосом.

В Ольговской усадьбе сохранилось достаточно много нот, в том числе уникальных. Среди них как широко известные произведения, так и композиции, написанные крепостными композиторами. Уцелевшие нотные архивы – относительная редкость в истории усадеб. Поэтому Ольговское собрание – особенно ценное.

Последний владелец усадьбы из мужского рода Апраксиных – Виктор Владимирович сделал в конце 19-го века в здании театра семейный музей. Он был посвящен истории рода Апраксиных и всему, что с ними связано. За долгие годы и несколько поколений в усадьбе накопилось множество самых разнообразных исторических вещей и памятных предметов. А по заведенной традиции Апраксины обычно сохраняли даже то, что становилось непригодно для дальнейшего использования. Поэтому недостатка в экспонатах для музея не было.

Фотогалерея

Вид снаружи

Вид внутри

Восстановление (ремонт) центральной части

Местонахождение здания