Южный флигель (бывш. оранжерея)

Изначально на этом месте располагалась оранжерея/зимний сад.

В 1880-х сделали деревянный жилой флигель. Архитектором выступил Набоков Н. В, заказчиком – Апраксин Виктор Владимирович.

В 1980-х (в бытность санатория “Радуга”) флигель перестроили в каменном/кирпичном варианте. Это был один из спальных корпусов санатория.

Южную часть (повторяющую северный кухонный корпус) пристроили во 2-ой половине ХХ века.

По форме флигель напоминает северный (крепостной театр) и завершает симметрию построек двора. Соединяющая галерея позволяла проходить из флигеля в главный (господский) дом.

История

Южный флигель расположен в центральной части усадьбы Ольгово, в юго-восточной части территории парадного двора и связан каменной галереей с главным усадебным домом 

Ансамбль парадного двора был сформирован при Степане Степановиче Апраксине по проекту известного итальянского архитектора Франческо Кампорези в конце XVIII – начале XIX вв. На центральной планировочной оси курдонёра находился главный дом, соединенный галереями с симметрично расположенными боковыми флигелями – театром и оранжереей. С западной стороны пространство двора замыкали выстроенные полукругом людские флигели, между которыми были поставлены башни главного (западного) въезда. 

Подлинные проектные чертежи Ф. Кампорези не сохранились. Облик ансамбля, включая южный флигель, запечатлен на акварельном рисунке с видом центральной части усадьбы из коллекции Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, датируемом 2-й половиной XVIII в.

На панораме можно увидеть южный остекленный фасад исследуемого строения – оранжереи. Архитектурный облик флигеля с центральной двухэтажной частью и боковыми крыльями в один этаж повторял облик северного флигеля (театр). Вероятно, повышенный объем изначально был жилым. С северо-восточной стороны к зданию примыкала галерея, с западной – ворота южной подъездной аллеи, ведущие на хозяйственный двор.

В 1830 г. южный флигель упоминается в донесениях управляющего И.М. Недельского, адресованных владелице имения Екатерине Владимировне Апраксиной. Тогда живописцу Петру Гусакову было заплачено 29 рублей за поправку живописной работы в десяти комнатах в “ранжерейном” флигеле.

В списке зданий усадьбы, датируемом серединой XIX в., флигель именуется как “половина Владимира Степановича, с мезонином”. Кроме того, он зафиксирован на планах усадьбы 1855 и 1862 гг. Приведенные факты свидетельствуют, что во второй трети XIX в. флигель продолжал использоваться. Тем самым опровергается распространенная версия о том, что здание было разобрано в 1830-х гг.

Оранжерейный флигель просуществовал до начала 1880-х гг., когда при Викторе Владимировиче Апраксине было решено построить новый корпус, удобный для зимнего жилья. В связи с этим архитектор Н.В. Набоков разработал проект деревянного на каменном основании флигеля с оштукатуренными под камень фасадами. Зодчий повторил прежнюю объемную композицию, чтобы не нарушить ценимый Апраксиными классицистический ансамбль, а во внешней отделке использовал ордерные формы.

В ходе производства работ некоторые проектные решения были изменены, очевидно, в целях удешевления строительства. Купол над мезонином был заменен скатной кровлей, а декоративное убранство – упрощено. Основным украшением фасадов стали рамочные наличники прямоугольных окон с сандриками на кронштейнах. Внутри флигеля была устроена удобная планировка с двумя анфиладами помещений и центральными холлом с передней. Однако внутренняя отделка не была окончена и флигель так и остался стоять недостроенным, без полов и накатов. Примечательно, что в документах новое здание чаще всего продолжало называться “оранжерейным флигелем”. 

Рассматриваемый “Деревянный оранжерейный флигель” отмечен на плане усадьбы 1896 г., а его подробная характеристика представлена в описи недвижимого имущества усадьбы, составленной в 1898 г. после смерти В.В. Апраксина, при его вдове Александре Михайловне: “Аранжерейный флигель каменный одинаковых размеров с театральным и такою же купольною срединою, комнат в нем 8, окон 21, входных дверей 5, печей и пола нет, ощекатуренный”.

1919-1926 гг. южный недостроенный флигель, вместе с другими постройками ансамбля парадного двора (за исключением южного овального корпуса), находился в ведении музея усадебной культуры и быта. В инвентарной описи 1923 г. зафиксировано: “Постройка деревянная, оштукатуренная снаружи. Занимает площадь в 107 квад. саж., длина 67 арш., шир. 14 арш. Состоит из 14 комнат с фонарем над средней частью. Внутри не отделан, лишен печей, полов и разрушается”.

После окончательного закрытия музея в 1928 г. в постройках центральной части усадьбы разместили санаторий “Ольгово” УСПУ Мособлпрофсовета Дмитровского района (после – санаторий “Металлист”, “Металлург” и в итоге – санаторий “Радуга”). Южный флигель был приспособлен под нужды учреждения в качестве спального корпуса для отдыхающих. Внутри устроена новая планировка с центральным коридором и комнатами по обеим сторонам, подведено центральное отопление. Фасады сохраняли свой прежний вид.

После Второй Мировой войны спальный корпус был отремонтирован. В акте обследования памятников архитектуры 1946 г. зафиксировано состояние флигеля в то время: “Стены гладкие оштукатуренные, окрашены в бледно желтый цвет. Окна имеют тянутый наличник и сандрики. Карниз простой подшивной не оштукатуренный, без кронштейнов, побеленный по обшивке клеевой краской. Внутренние помещения с архитектурной точки зрения интереса не представляют. Стандартные комнаты без карнизов, с покраской невысокого качества и плохо подобранными колерами”. 

Неудовлетворительное состояние конструкций здания стало причиной неоднократных ремонтов в последующие десятилетия. В паспорте памятника 1951 г. при описании корпуса упоминались обветшавшие стены, а в акте технического состояния зданий санатория “Металлург” от 4 марта 1953 г. отмечалось, что “здание подлежит капитальному ремонту с заменой сгнивших венцов, с поставкой сжимов, укреплений фундаментов, со сменой карнизных листов кровли, настенных желобов и водосточных труб”.

В ходе ремонтных работ облик здания изменился. Фасады были заново оштукатурены. Деревянные сжимы, также оштукатуренные, получили вид сильно выступающих пилястр. Сандрики были утрачены, а окна – оформлены рамочными наличниками с небольшими замковыми камнями, к центральному входу – пристроена крытая веранда, у западного входа со стороны торца устроено крыльцо с лестницей. 

Во второй половине 1950-х гг. ведомственная принадлежность санатория изменилась. В 1956 г. он был передан Московскому территориальному управлению курортов, санаториев и домов отдыха Министерства Здравоохранения РСФСР, а в 1960 г. – на баланс санаторию “Радуга” Московского территориального управления курортами профсоюзов. Предположительно после этого, в 1960-х гг., южный флигель был расширен пристройкой. С южной стороны к нему был пристроен кирпичный одноэтажный корпус прямоугольной формы в плане. На основном чертеже проекта охранных зон 1971 г. он обозначен под № 3 как “флигель для гостей” с современной пристройкой под № 20 (новый корпус).

В 1976 г. санаторий “Радуга” был передан Министерству химической промышленности. Учитывая потребность ведомства в расширении санатория и увеличении количества мест (со 150 до 450), в 1979 г. Государственным научно- исследовательским и проектным институтом азотной промышленности и продуктов органического синтеза (ГИАП) был разработан технический проект санаторного комплекса санатория “Радуга”. В рамках реализации данного проекта в начале 1980-х гг. спальный корпус № 3 был реконструирован с устройством ленточных бетонных фундаментов и заменой деревянных конструкций на кирпичные (стены) и железобетонные (перекрытия). На плане санатория 1980 г., входящего в состав проектной документации ГИАП, корпус № 3 отмечен двухэтажным каменным.

Согласно сведениям технического отчета 2003 г., фундаменты здания – ленточные кирпичные на бетонных “подушках” (под внешними стенами) и сборные бетонные “подушки” (под внутренними стойками); несущие конструкции – кирпичные стены и столбы; перекрытия – сборные железобетонные многопустотные плиты и монолитные железобетонные по стальным балкам из прокатного профиля; крыша с наклонными дощатыми стропилами и кровлей из оцинкованной стали по обрешётке. 

В настоящее время южный флигель парадного двора составляет часть (западное крыло) Г-образного в плане строения. К нему с севера примыкает руинированная галерея с лестницей конца XVIII в., первоначально соединявшая его с главным домом. Расположенное перпендикулярно флигелю, вытянутое по оси “север-юг”, одноэтажное восточное крыло под вальмовой крышей – кирпичная пристройка 1960-х годов.

Архитектурно-художественное оформление ее фасадов выполнено в соответствии с оформлением фасадов северного флигеля (театра) апеллируя к периоду расцвета усадебного ансамбля начала XIX века. Углы пристройки отсечены рустованными пилястрами, плоскости западного и восточного (паркового) фасадов разделены лопатками на три части. Прямоугольные оконные проемы оформлены сандриками упрощенной “П”- образной формы и подоконными полочками. В центре южного (торцевого) фасада устроен вход с крыльцом и бетонной лестницей. Полуциркульный проем входа оформлен современным металлическим зонтом на кронштейнах. Фасады пристройки завершены профилированным венчающим карнизом. 

Флигель (западное крыло) представляет собой одноэтажное кирпичное строение с мезонином над центральной частью. Крылья по сторонам мезонина покрыты вальмовой крышей, мезонин – скатной крышей с вальмой на южном фасаде и двускатным окрытием фронтона – на северном. 

Выстроенный по проекту архитектора Н.В. Набокова в 1880-х гг. деревянным на каменным цоколе, он подвергся перестройке в начале 1980-х гг., в ходе которой подлинные конструкции были заменены на современные. При этом первоначальная объемно-пространственная композиция южного флигеля была сохранена, благодаря чему архитектурная целостность ансамбля не нарушилась. 

При реконструкции 1980-х гг. архитектурное решение фасадов флигеля было выполнено в соответствии с оформлением фасадов северного флигеля (театра). Их поверхности оштукатурены и окрашены с выделением декора белым цветом. 

Главным (северным) фасадом здание обращено к парадному двору. Центром его композиции служит центральный объем с мезонином, образующий ризалит со скошенными углами трехгранной формы в плане, завершенный треугольным фронтоном. Нижний этаж ризалита отделен от верхнего профилированными тягами. Проемы первого этажа ризалита флигеля получили существующее арочное завершение, в мезонине устроено большое полуциркульное окно. Окна боковых крыльев имеют прямоугольную форму.

Единственным их украшением являются сандрики упрощенной “П”-образной формы и подоконные полочки. Выступ со скошенным углом в восточной части фасада появился в ходе перестройки в начале 1980-х гг. Он повторяет проектное решение Н.В. Набокова, нереализованное в 1880-х гг., что подтверждают документы советского периода – план недостроенного деревянного флигеля усадьбы-музея 1926 г., генеральный план усадьбы 1954 г., а также фото 1948-1952 годов. 

Южный фасад флигеля имеет аналогичное северному архитектурное оформление, за исключением центральной части – отсутствует граненый ризалит и все окна имеют прямоугольную форму. 

Столярные заполнения оконных и дверных проемов, металлические козырьки над центральным и западным входами – современные.

Внутренняя планировка с центральным внутренним коридором и расположенными по сторонам комнатами является результатом приспособления здания под нужды санатория в качестве спального корпуса. Историческая планировка сохранилась в пределах капитальных стен. Междуэтажная двухмаршевая лестница в вестибюле центрального входа – современная, выполнена из сборных железобетонных ступеней по стальным косоурам. Отделка интерьеров выполнена современными материалами. 

Фотогалерея

Местонахождение здания